С тибетской йогой я познакомилась более 15 лет назад. К этому моменту я уже занималась индийской йогой около 4 лет, путешествовала по Индии и побывала у разных учителей йоги в Майсоре, Ришекеше, Вриндаване, Дели и пр. Это было удивительное время открытий, всегда вспоминаю его с любовью и благодарностью.
А случилось это так. Однажды с друзьями я пошла в гости к незнакомой мне йогине, которая и рассказала нам об тибетском Мастере Дзогчен Чогьяле Намкае Норбу и дала мне его книгу. Из всех присутствовавших это заинтересовало серьезно только меня (кармическая связь с учителем проявилась). Я «проглотила» книгу за пару дней, нашла общину практикующих Дзогчен и узнала о том, что через пару недель Ринпоче будет в Москве. И, конечно, купила билет и поехала.
На ретрит приехало несколько тысяч людей со всего СНГ.
На лекциях Ринпоче я мало что поняла. Очень много терминов, а с тибетским буддизмом я не была до этого знакома. НО! Состояние, в которое я погрузилась на ретрите было необычным - спокойствие, благость, умиротворение и присутствие в Здесь и Сейчас. Куда-то сама собой ушла суета, привычное напряжение и тревожность. Было ощущение, что мой беспокойный ум наконец обрел основу. Меня это зацепило. Да и к самому Ринпоче возникло спонтанное доверие, как будто я знаю его давно..
Единственной практикой, которую я смогла вынести с ретрита в тот раз, стала практика Янтра-йоги, - тибетской йоги дыхания и движения. Это было несколько базовых комплексов - циджонг, цадул, кувшинное и ритмическое дыхание.
Помню, как тогда меня поразило то, насколько другим был подход к практике йоги в тибетской традиции. В хатха йоге мы всегда очень много работали с формой, - с отстройкой асан, их углублением, развитием сложности форм, реально потели на коврике, заворачиваясь все круче. А в Янтра-йоге на первом же занятии нам сразу сказали, что форма - не главное, самое главное - дыхание; именно работа с дыханием балансирует движение энергии, что и помогает уму достичь состояния естественного расслабления. Более того, в Янтре основная цель - это расслабить физическое тело, энергию и ум в их естественном состоянии.
Наверное, многим это будет сложно понять, но на фоне нескольких лет практики интенсивной формы хатха йоги (я тогда занималась аштанга виньяса йогой) с акцентом на тело вдруг взять и сместить акцент на работу с дыханием и умом, учиться расслаблять лишнее напряжение тела и ума оказалось срывом привычного шаблона. Конечно, в самом начале я пыталась подходить к практике Янтры с «хатхистким» подходом. И это было не то. Лишь спустя годы практики я смогла действительно выполнять Янтра йогу расслабленно (но не вяло), с полной концентрацией внимания на дыхании. И хочу сказать, что эффект от практики Янтры совершенно иной - ты получаешь глубинное расслабление физического тела, энергии и ума, благодаря чему попадаешь в состояние созерцания. И это постепенно трансформирует твою жизнь: ты более осознанно проживаешь конфликтные ситуации, меньше склонен к перепадам настроения, тревожности, суете, беспокойству.