Если вы занимаетесь йогой продолжительное время, то проходите через кризисы. И один из таких кризисов – это кризис разочарования в Гуру. Гуру в начале пути это как папа или мама, они влюбляют в йогу. Ловишь каждое их слово и движение. Впитываешь все, как губка. Хочется им подражать, потому что они почти как боги. Конечно, кто-то больше к этому склонен, кто-то меньше, зависит в том числе от возраста, в котором мы пришли в практику. Более молодые практикующие больше склонны «залипать» и идеализировать, кто постарше и уже сам сформировавшаяся личность, в меньшей степени. Но тем не менее… Зачастую именно благодаря конкретному учителю, мы и начинаем заниматься и развиваться в практике. Разве это не прекрасно? Не встреть мы этого человека в начале своего Пути, возможно, и Путь был бы совершенно иным…
Но проходит время, и Учитель уже не кажется нам столь идеальным. Мы начинаем замечать его человеческие качества и о, ужас, вдруг замечаем, что у него есть слабости… И тут люди реагируют по-разному: кто помудрее, тот просто отходит в сторону и дальше развивается по своему Пути, а кто попроще, начинает хаить своего бывшего Учителя, так сказать, направо и налево, писать в соц сетях «правду матку», набирая популярность на скандальной теме, ведь если начать хаить кого-то известного в узких кругах, то конечно завяжется диалог, выскажутся те, кто встанет на защиту Учителя, будут и те, кто тут же выльет на него ушат помоев, в итоге рейтинги, охваты, комменты, лайки растут как на дрожжах. Печально это видеть. Причем я сейчас не имею в виду кого-то конкретного. Таких примеров я вижу много, к сожалению, причем в разных йога школах и духовных традициях.
Мне это очень напоминает кризис взросления у детей. В детстве что бы ни делали родители и какими бы они не были, они для нас – боги… Но приходит подростковый период… и вы сами знаете, что происходит… авторитеты меняются. И это нормальный цикл роста любого человеческого существа. Но можно пройти его по-разному… Конечно, это зависит не только от ребенка, но и от родителя, его мудрости. Нужно уметь отпустить ученика в самостоятельное плавание. Без обиды и сожаления. Причем на Востоке считается, что если приемник мастера не стал лучше самого мастера, то линия передачи уйдет скоро в небытие. Поэтому ученики должны быть лучше…
Ученики приходят и уходят, это естественно. Конечно, они не всегда сразу могут оценить, что дал им первый учитель. Это бывает обидно. Они далеко не всегда бывают благодарны. Некоторые из них только спустя годы, когда сами начинают преподавать и попадают в аналогичную ситуацию, только тогда понимают, что поступили неправильно. Не секрет, что некоторые подростки, уходя от родителей, делают им больно и обесценивают их вклад в свое развитие, но потом когда появляются свои дети, взгляд меняется… Будьте мудрее, мои дорогие…
Мой коренной Учитель Чогьял Намкай Норбу в свое время, когда услышал, как один из его учеников ругает своего бывшего учителя, очень огорчился и потом многократно на лекциях говорил о том, что выбирая кого-то своим учителем, вы создаете с этим человеком кармическую связь, и если впоследствии вы что-то делаете плохое по отношению к нему, то это негативно отразится на вас самих, в первую очередь. Таков закон кармы… Неважно, каким был учитель, вы его выбрали сами. Значит, на тот момент времени вам нужен был именно такой учитель и именно такие уроки.
А вообще в тибетском буддизме есть хорошее правило: прежде чем бежать учиться у кого-то, проверьте его. Не просто на профессионализм, но и на духовные качества. Ведь в процессе обучения мы чаще всего перенимаем у человека не только знания, но и личностные качества, привычки, речевые обороты и т д. Тогда и винить будет впоследствии некого, кроме себя самого.